+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги
Психообразование в нейропсихологической реабилитации

Психообразование в нейропсихологической реабилитации

Психообразование в нейропсихологической реабилитации
Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Скворцов А.А., Васильева  С.А. 
Теоретическая и экспериментальная психология, 17(4), 57–78. https://doi.org/10.11621/TEP-24-34
Актуальность. Различные заболевания центральной нервной системы, а также черепно-мозговые травмы, в том числе и боевые, полученные в период военных действий, могут привести к стойким когнитивным нарушениям, оказывающим негативное влияние на функционирование человека в повседневной жизни. Основной  упор  в  работе  с  такими  нарушениями  делается  на  нейропсихологическую  (когнитивную)  реабилитацию.  Психообразование  пациентов,  направленное  на  формирование  адекватной  внутренней  картины  болезни  и  повышение  критичности к своему состоянию и поведению, рассматривается как самый первый  и  важный  этап  нейропсихологической  реабилитации.  Однако  теоретические  и  методологические  основы  психообразования  сформулированы  и  разработаны недостаточно четко, что в ряде случаев делает этот реабилитационный этап недостаточно эффективным.
Цель.  Обзор  и  анализ  клинико-психологических  и  нейропсихологических  литературных  данных  по  применению  психообразования  у  неврологических  пациентов,  а  также  обсуждение  дискуссионных  вопросов  в  данном  проблемном  поле.
Результаты. Литературный обзор показал, что «психообразование» было впервые  официально  показано  при  тяжелых  психических  заболеваниях  и  продолжает развиваться в современной системе психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и психосоматическими расстройствами, как особый вид психосоциального вмешательства в структуре лечебно-реабилитационного процесса. Разные авторы особенно выделяют в психообразовании обучающий аспект,  связанный  с  овладением  пациентом  способами  опознания  проявлений  своих когнитивных и поведенческих расстройств.
Выводы. Психообразование  должно  быть  внедрено  в  практику  нейропсихологической (когнитивной) реабилитации. Чтобы продвинуть исследования и практику применения психообразования с целью повышения эффективности когнитивной реабилитации, необходима его разработка как типичного образовательного процесса, в котором каждому этапу должны соответствовать адекватные средства и практики. Кроме того, психообразование должно быть связано с процессом лечения и с конкретными терапевтическими и реабилитационными целями.